Рабочая программа по информатике 10-11 кл

Пояснительная записка (10-11 кл)
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на
учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу
информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает
в себя учебники:
•«Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровень»
•«Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются
ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
•данная авторская программа по информатике;
•компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных
средств,
размещённый
на
сайте
авторского
коллектива:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
•электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений
задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
•материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ,
размещённые
на
сайте
материалы,
размещенные
на
сайте
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
•методическое пособие для учителя;
•комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее
ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в
соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 и
11 классах в состав учебного плана в объеме 68 часов (базовый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах
средней школы на базовом и углубленном уровне.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке
данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает
курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных
знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной
системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые
фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом
смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по

информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся,
закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на
изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня
подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность
подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное,
чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых
в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание:
 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; готовность обучающихся противостоять
негативным социальным явлениям.
2.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества; владение достоверной информацией о передовых
мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества.

3.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.

4.

Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):
 эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.

5.

Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания):
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира
и общества; информационная культура, в том числе навыки самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами информационных технологий;
готовность и способность к
образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.

6.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
 физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

7.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой
профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность
трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.

8.

Экологическое воспитание:
 экологическая культура, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании
данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение
строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях
развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных
функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования
интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм
информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности,
способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей,
проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера,
интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность
представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;
умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными
сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки
числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по
выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать
основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций
программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации
прикладной задачи и документирования программ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (34 часа)
Информация и информационные процессы
Информатика и информация. Получение информации. Формы представления информации.
Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации. Информация в
технике.
Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.
Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.
Кодирование информации
Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения. Декодирование.
Условие Фано.
Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления. Перевод целых чисел в другую систему счисления.
Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней
числа 2. Достоинства и недостатки.
Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование.
Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика.
Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирование
звука. Кодирование видеоинформации.
Логические основы компьютеров
Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импликация.
Эквиваленция.
Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна.
Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики.
Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до универсального
множества.
Как устроен компьютер
Современные компьютерные системы.
устройства. Встроенные компьютеры.

Стационарные

компьютеры.

Мобильные

Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления. Облачные
вычисления.
Выбор конфигурации компьютера.
Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выполнение
программы.

Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистральномодульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внешним
устройствами.
Облачные хранилища данных.
Программное обеспечение
Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных устройств.
Инсталляция и обновление программ.
Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за
незаконное использование ПО.
Коллективная работа над документами. Рецензирование . Онлайн-офис. Правила
коллективной работы
Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления
предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки. Системы
автоматизированного проектирования.
Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации. Обработка
видеоинформации.
Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств.
Утилиты. Файловые системы.
Компьютерные сети
Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в
Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети.
Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта. Обмен
файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Информационные системы.
Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет. Интернет
и право.
Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные
линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот.
Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор.
Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Размещение
переменных в памяти. Арифметические выражения и операции.
Вычисления. Деление нацело и остаток. Стандартные функции.
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Циклы с постусловием. Циклы по переменной.
Процедуры. Функции.
Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций.

Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов.
Символьные строки. Операции со строками.
Вычислительные задачи
Решение уравнений. Приближённые методы. Использование табличных процессоров.
Информационная безопасность
Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации.
Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России.
Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных.
Правила личной безопасности в Интернете
11 класс (34 часа)
Информация и информационные процессы
Передача данных. Скорость передачи данных.
Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления.
Информационное общество. Информационные технологии. Государственные электронные
сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образовательные ресурсы.
Информационная культура.
Стандарты в сфере информационных технологий.
Моделирование
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Модели мышления.
Искусственный интеллект. Адекватность.
Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование модели.
Эксперимент с моделью. Анализ результатов.
Математические
ограниченного роста.

модели

в

биологии.

Модель

неограниченного

роста.

Модель

Базы данных
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами.
Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора. Запросы с параметрами. Вычисляемые
поля. Запрос данных из нескольких таблиц.
Формы. Простая форма.
Отчёты. Простые отчёты.

Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Статические
программирование. Системы управления сайтом.

и

динамические

веб-страницы.

Веб-

Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы. Специальные
символы. Списки. Гиперссылки.
Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы. Стили для элементов.
Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки.
Мультимедиа.
Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки.
Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы.
Обработка изображений
Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты. Сканирование. Кадрирование.
Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета.
Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска. Исправление «эффекта
красных глаз». Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои.
Анимация.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание,
распределение. Группировка.
Трёхмерная графика
Понятие 3D-графики. Проекции.
Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов.
Сеточные модели. Редактирование сетки.
Материалы и текстуры.
Рендеринг. Источники света. Камеры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10-11 кл)

Раздел
Введение.
Информация и
информационные
процессы (26 часов)

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

Техника
безопасности.
Организация
рабочего места.
Информация и
информационные
процессы.
Кодирование
информации.
Логические основы
компьютеров.
Компьютерная
арифметика.
Устройство
компьютера.
Программное
обеспечение.
Компьютерные сети.
Информационная
безопасность

Аналитическая деятельность
Анализировать сущность понятий «информационная культура» и
«информационная грамотность».
Выявлять этапы работы с информацией.
Классифицировать виды информации по принятому основанию.
Оценивать информацию с позиции её свойств.
Выявлять различия в алфавитном и содержательном подходах к измерению
информации.
Приводить примеры систем и их компонентов.
Приводить примеры информационных процессов и информационных
связей в системах различной природы.
Приводить примеры задач обработки информации разных типов.
Комментировать общую схему процесса обработки информации.
Приводить примеры равномерных и неравномерных кодов.
Комментировать схему передачи информации по техническим каналам
связи.
Приводить примеры информационных носителей заданной ёмкости.
Моделировать процессы управления в реальных системах; выявлять каналы
прямой и обратной связи и соответствующие информационные потоки.
Практическая деятельность
Выполнять работу по свёртыванию большого объёма текстовой
информации с помощью графической формы (кластера, интеллект-карты и
др.).
Решать задачи на определение количества информации, содержащейся в
сообщении, применяя содержательный и алфавитный подходы.
Переходить от одних единиц измерения информации к другим.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
2, 5, 8

Алгоритмы
и Алгоритмизация и
элементы
программирование.
Решение
программирования
вычислительных
(10 часов)

задач. Элементы
теории алгоритмов.
Объектноориентированное
программирование

Решать задачи, связанные с выделением основных информационных
процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе,
природе и технике).
Аналитическая деятельность
Выделять этапы решения задачи на компьютере. Пояснять сущность
выделенных этапов.
Определять понятия «алгоритм» и «исполнитель алгоритма».
Называть свойства алгоритма и пояснять на примерах их сущность.
Выбирать способ записи алгоритма в зависимости от решаемой задачи.
Пояснять понятия «вычислительный процесс», «сложность алгоритма» ,
«эффективность алгоритма».
Давать оценку сложности известных алгоритмов.
Приводить примеры эффективных алгоритмов.
Выяснять результат работы алгоритма для исполнителя при заданных
исходных данных и исходные данные для известного результата.
Определять результат выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Приводить примеры алгоритмов, содержащих последовательные,
ветвящиеся и циклические структуры.
Анализировать циклические алгоритмы для исполнителя.
Анализировать интерфейс интегрированной среды разработки программ на
выбранном языке программирования.
Разбивать задачу на подзадачи.
Пояснять сущность рекурсивного алгоритма.
Находить рекурсивные объекты в окружающем мире.
Давать определение понятия «массив».
Приводить примеры одномерных, двумерных и трёхмерных массивов.
Приводить примеры задач из повседневной жизни, предполагающих
использование массивов.
Осуществлять постановку задачи сортировки массивов.
Практическая деятельность
Управлять работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Строить блок-схемы последовательных алгоритмов по описанию.

5, 7

Информационнокоммуникационные
технологии. (24 часа)

Сетевые
информационные
технологии

Строить блок-схемы ветвящихся алгоритмов по описанию.
Строить блок-схемы циклических алгоритмов по описанию.
Записывать алгоритмические конструкции на выбранном языке
программирования.
Записывать и отлаживать программы в интегрированной среде разработки
программ на выбранном языке программирования.
Разрабатывать и осуществлять программную реализацию алгоритмов
решения типовых задач:
• нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трёх, четырёх
заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или
произведений) элементов конечной числовой последовательности (или
массива);
• анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
• с использованием метода перебора (поиск НОД данного натурального
числа, проверка числа на простоту и т. д.);
• работы с элементами массива с однократным просмотром массива:
линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве,
перестановка элементов данного массива в обратном порядке,
суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов
массива некоторому условию, нахождение второго по величине
наибольшего (или наименьшего) значения и др.
Проверять работоспособность программ с использованием трассировочных
таблиц.
Оформлять логически целостные или повторяющиеся фрагменты
программы в виде подпрограмм.
Программировать рекурсивные алгоритмы.
Определять значение рекурсивного алгоритма
Выявлять общее и различия в организации локальных и глобальных
компьютерных сетей.
Пояснять принципы построения компьютерных сетей.
Приводить примеры сетевых протоколов с определёнными функциями.
Анализировать адреса в сети Интернет.

3, 6, 7

Резерв учебного
времени (8 часов)

Итоговое
повторение

Характеризовать систему доменных имён.
Характеризовать структуру URL.
Характеризовать структуру веб-страницы.
Описывать взаимодействие веб-страницы с сервером.
Приводить примеры различных видов деятельности в сети Интернет.
Практическая деятельность
Работать с электронной почтой.
Настраивать браузер.
Работать с файловыми архивами.
Осуществлять поиск информации на заданную тему в основных
хранилищах информации.
Применять несколько способов проверки достоверности информации,
найденной в сети Интернет.
Разрабатывать веб-страницу на заданную тему.
Осуществлять публикацию готового материала в сети
Обобщение и систематизация изученного за год содержания.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722) 64-46-45

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».