РП Биология, 7 кл., В.В. Пасечкин

Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы
основного общего образования по биологии с учетом Программы общего образования по
биологии УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.
Пасечника): Биология: Животные. 7 кл.: учебник / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. –
М.: Дрофа, 2015.- 304 с.: ил.
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной
программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они
формируются на нескольких уровнях:
Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и
социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в
сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни
во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными,
коммуникативными;
Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из
одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения,
отстаивать свою позицию;
Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и
растениями;
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных
организмов в жизни человека;
различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов;
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен
тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий,

обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий,
структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением
понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация,
наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и
заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную
учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и
т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального
общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной
деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение
биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного
подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для
формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической
деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к
частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу
положено
взаимодействие
научного,
гуманистического,
аксиологического,
культурологического,
личностно-деятельностного,
историко-проблемного,
интегративного, компетентностного подходов.
Содержание программы учебного предмета
«Биология. Животные».
Введение (2 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения
животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений.
Систематика животных. Животный мир как составная часть природы Алтайского края..
Демонстрация: Видеофильм.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• эволюционный путь развития животного мира;
• историю изучения животных;
• структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические
категории.
Учащиеся должны уметь:
• определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

•

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для
разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород
животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• давать характеристику методам изучения биологических объектов;
• классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
• наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
• использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
• применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при
подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Раздел 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
колониальные организмы.
Демонстрация: Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (32часа)
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические
особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Демонстрация: Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный
препарат медузы. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ
жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека. Видеофильм.
Лабораторная работа №1 «Внешнее строение дождевого червя».
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрации: Многообразие моллюсков и их раковин. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и
поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни
человека. Демонстрация: Видеофильм
Лабораторная работа №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Фоновые, редкие и исчезающие виды насекомых Алтайского края.
Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых».
Проектная работа «Перелётные цветы»
Демонстрация: Видеофильм
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые,
костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические
особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые
виды. Основные виды рыб водоемов Алтайского края.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация: Видеофильм
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация: Видеофильм
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды. Орнитофауна Алтайского края.
Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения птиц».
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни
и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни
человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды Хищные животные Алтайского края.
Проектная работа «Планета обезьян».
Демонстрация: Презентация «Красная книга Алтайского края». Видеофильм.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• систематику животного мира;
• особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания,
образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека;
• исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Учащиеся должны уметь:
• находить отличия простейших от многоклеточных животных;
• правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
• работать с живыми культурами простейших, используя при этом
увеличительные приборы;
• распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
• раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
• применять полученные знания в практической жизни;
• распознавать изученных животных;
• определять систематическую принадлежность животного к той или иной
таксономической группе;
• наблюдать за поведением животных в природе;
• прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
• работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и
микропрепаратами, чучелами и др.);
• объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и
среды обитания животных;

•
•

понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению
их численности и мест обитания;
• совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных
богатств, находясь в природном окружении;
• вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не
уничтожать животных;
• привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого
необходимые условия;
• оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых
животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между
собой;
• использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных
таксонов;
• выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении
животных;
• абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и
организмы из среды их обитания;
• обобщать и делать выводы по изученному материалу;
• работать с дополнительными источниками информации и использовать для
поиска информации возможности Интернета;
• презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных
программ
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы
дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация: Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторная работа №5 «Изучение особенностей различных покровов тела».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• основные системы органов животных и органы, их образующие;
• особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
• эволюцию систем органов животных.
Учащиеся должны уметь:
• правильно использовать при характеристике строения животного организма,
органов и систем органов специфические понятия;
• объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных
систем органов животных;
• сравнивать строение органов и систем органов животных разных
систематических групп;

•
•
•
•

описывать строение покровов тела и систем органов животных;
показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
выявлять сходства и различия в строении тела животных;
различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и
системы органов животных;
• соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• сравнивать
и
сопоставлять
особенности
строения
и
механизмы
функционирования различных систем органов животных;
• использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и
функций органов и их систем у животных;
• выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах
функционирования органов и их систем у животных;
• устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе
регуляции деятельности организма;
• составлять тезисы и конспект текста;
• осуществлять наблюдения и делать выводы;
• получать биологическую информацию о строении органов, систем органов,
регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из
различных источников;
• обобщать, делать выводы из прочитанного.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных.
Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и
продолжительность жизни животных.
Лабораторная работа №6 «Определение возраста животных»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• основные способы размножения животных и их разновидности;
• отличие полового размножения животных от бесполого;
• закономерности развития с превращением и развития без превращения.
• Учащиеся должны уметь:
• правильно использовать при характеристике индивидуального развития
животных соответствующие понятия;
• доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в
материнском организме;
• характеризовать возрастные периоды онтогенеза;
• показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде
обитания;
• выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни
животного;
• распознавать стадии развития животных;
• различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;

• соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без
превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии животных с
превращением и без превращения;
• устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности
животных к среде обитания на разных стадиях развития;
• абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла;
• составлять тезисы и конспект текста;
• самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
• конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления;
• получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных,
периодизации и продолжительности жизни организмов из различных
источников.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)
Доказательства
эволюции:
сравнительно-анатомические,
эмбриологические,
палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение
строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания.
Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация: Палеонтологические доказательства эволюции.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• сравнительно-анатомические,
эмбриологические,
палеонтологические
доказательства эволюции;
• причины эволюции по Дарвину;
• результаты эволюции.
• Учащиеся должны уметь:
• правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле
биологические понятия;
• анализировать доказательства эволюции;
• характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и
атавизмы;
• устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;
• доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
• объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
• различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и
рудиментарные органы и атавизмы у животных;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции
органов-гомологов и органов-аналогов;
• сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах
исторического развития;

•
•
•
•

конкретизировать примерами доказательства эволюции;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных,
доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;
• анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;
• толерантно относиться к иному мнению;
• корректно отстаивать свою точку зрения
Раздел 6. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный
пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии.
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Естественные
и искусственные биоценозы на примере биоценозов Алтайского края.
Экскурсии
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов,
редуцентов;
• признаки экологических групп животных;
• признаки естественного и искусственного биоценоза.
• Учащиеся должны уметь:
• правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;
• распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
• выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
• определять направление потока энергии в биоценозе;
• объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости
биоценоза;
• определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим
группам.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
• устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости
биоценозов;
• конкретизировать
примерами
понятия «продуценты»,
«консументы»,
«редуценты»;
• выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов,
цепи питания и пищевой цепи;
• самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать
выводы;

•
•

систематизировать биологические объекты разных биоценозов;
находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических
объектов и явлений;
• находить в словарях и справочниках значения терминов;
• составлять тезисы и конспект текста;
• самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
• поддерживать дискуссию.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных
животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная
книга. Рациональное использование животных. Охраняемые территории Алтайского края.
Демонстрация: Видеофильм
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• методы селекции и разведения домашних животных;
• условия одомашнивания животных;
• законы охраны природы;
• признаки охраняемых территорий;
• пути рационального использования животного мира (области, края, округа,
республики)
• Учащиеся должны уметь:
• пользоваться Красной книгой;
• анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
• Учащиеся должны понимать:
• причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека
на природу;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным
категориям в Красной книге;
• выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
• находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических
объектов;
• находить значения терминов в словарях и справочниках;
• составлять тезисы и конспект текста;
• самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
• знать правила поведения в природе;
• понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и
природы;
• уметь реализовывать теоретические познания на практике;

•

видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора
профессии;
• проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
• испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим
животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
• признавать право каждого на собственное мнение;
• формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через
глубокое знание зоологической науки;
• проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо
природы;
• уметь отстаивать свою точку зрения;
• критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их
последствия;
• уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать
фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего
мнения
Резерв времени —7часов

Тематическое планирование. Биология 7 класс
№

Раздел (кол-во
часов)

1

2

3

Основные элементы
содержания

Планируемые результаты обучения

Введение (2 часа)

Общие сведения о
животном мире. История
развития зоологии.
Методы изучения
животных. Наука
зоология и ее структура.

давать характеристику методам изучения биологических
объектов;
классифицировать
объекты
по
их
принадлежности
к
систематическим группам;
наблюдать и описывать различных представителей животного
мира;
использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
применять двойные названия животных в общении со
сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.

Простейшие (2
часа)

Простейшие:
многообразие, среда и
места обитания; образ
жизни и поведение;
биологические и
экологические
особенности; значение в
природе и жизни
человека; колониальные
организмы.

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

Беспозвоночные
животные.
Многообразие, среда
обитания, образ жизни;
биологические и
экологические
особенности; значение в
природе и жизни
человека, многообразие,
исчезающие, редкие и
охраняемые виды.

сравнивать и сопоставлять животных изученных
таксономических групп между собой;

Многоклеточные
животные (32часа)

осуществлять описание изучаемого объекта;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта;
классифицировать объекты;
проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении
крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни
и поведении животных;
абстрагировать органы и их системы из целостного организма
при их изучении и организмы из среды их обитания;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации и
использовать для поиска информации возможности Интернета;

4

Эволюция
строения и
функций органов и
их систем у
животных (12
часов)

Покровы тела. Опорнодвигательная система и
способы передвижения.
Полости тела. Органы
дыхания и газообмен.
Органы пищеварения.
Обмен веществ и
превращение энергии.
Кровеносная система.
Кровь. Органы
выделения. Органы
чувств, нервная
система, инстинкт,
рефлекс. Регуляция
деятельности

сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы
функционирования различных систем органов животных;
использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении
строения и функций органов и их систем у животных;
выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах
функционирования органов и их систем у животных;
устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих
в основе регуляции деятельности организма;
составлять тезисы и конспект текста; осуществлять
наблюдения и делать выводы;
получать биологическую информацию о строении органов,
систем органов, регуляции деятельности организма, росте и

организма.

развитии животного организма из различных источников;
обобщать, делать выводы из прочитанного.

5

Индивидуальное
развитие
животных (3 часа)

Продление рода. Органы
размножения. Способы
размножения
животных.
Оплодотворение.
Развитие животных с
превращением и без
превращения.
Периодизация и
продолжительность
жизни животных.

сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с
превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и
отличия в развитии животных с превращением и без
превращения;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении
приспособленности животных к среде обитания на разных
стадиях развития;
абстрагировать стадии развития животных из их жизненного
цикла;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и
делать выводы;
конкретизировать примерами рассматриваемые биологические
явления;
получать биологическую информацию об индивидуальном
развитии животных, периодизации и продолжительности жизни
организмов из различных источников.

6

Развитие и
закономерности
размещения
животных на
Земле (3 часа)

Доказательства
эволюции: сравнительноанатомические,
эмбриологические,
палеонтологические. Ч.
Дарвин о причинах
эволюции животного
мира. Усложнение
строения животных и
разнообразие видов как
результат эволюции.
Ареалы обитания.
Миграции.
Закономерности
размещения животных.

7

Биоценозы (4 часа)

Естественные и
искусственные
биоценозы (водоем, луг,
степь, тундра, лес,
населенный пункт).

выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой
функции органов-гомологов и органов-аналогов;
сравнивать и сопоставлять строение животных на различных
этапах исторического развития;
конкретизировать примерами доказательства эволюции;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и
делать выводы;
получать биологическую информацию об эволюционном развитии
животных, доказательствах и причинах эволюции животных из
различных источников;
анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному
материалу;
толерантно относиться к иному мнению;
корректно отстаивать свою точку зрения

сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные
биоценозы;
устанавливать причинно-следственные связи при объяснении
устойчивости биоценозов;

Факторы среды и их
влияние на биоценозы.
Цепи питания, поток
энергии. Взаимосвязь
компонентов биоценоза
и их приспособленность
друг к другу.

конкретизировать примерами понятия «продуценты»,
«консументы», «редуценты»;
выявлять черты сходства и отличия естественных и
искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;
самостоятельно использовать непосредственные наблюдения,
обобщать и делать выводы;
систематизировать биологические объекты разных биоценозов;
находить в тексте учебника отличительные признаки основных
биологических объектов и явлений;
находить в словарях и справочниках значения терминов;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и
делать выводы;
поддерживать дискуссию.

8

Животный мир и
хозяйственная
деятельность
человека (5 часов)

Влияние деятельности
человека на животных.
Промысел животных.
Одомашнивание.
Разведение, основы
содержания и селекции
сельскохозяйственных
животных.
Охрана животного
мира: законы, система
мониторинга,
охраняемые
территории. Красная
книга. Рациональное
использование
животных. Охраняемые
территории Алтайского
края.

9

выявлять причинно-следственные связи принадлежности
животных к разным категориям в Красной книге;
выявлять признаки сходства и отличия территорий различной
степени охраны;
находить в тексте учебника отличительные признаки основных
биологических объектов;
находить значения терминов в словарях и справочниках;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и
делать выводы.

Резерв времени —
7часов

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение для реализации программы биологии
(7 класс)
Для проведения уроков биологии имеется кабинет биологии.
Оснащение процесса обучения биологии обеспечивается библиотечным фондом,
печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами,

техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным
оборудованием.
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по
биологии, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования
по биологии, стандарт основного общего образования, Федеральный государственный
стандарт основного общего образования (проект).
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по
биологии.
Учебник по биологии для 8 класса.
Учебные пособия: рабочая тетрадь, дидактические материалы, сборники контрольных
работ по биологии для 8 класса.
Научная, научно-популярная, историческая литература.
Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники
по биологии).
Методические пособия для учителя.
2 Печатные пособия:
·

Таблицы

Строение тела человека.
Химия клетки
Портреты для кабинета биологии
3 Информационные средства:
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых
тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и
индивидуальной работы.
Инструментальная среда по биологии.
4 Технические средства обучения:
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Персональный компьютер - рабочее место учителя
Экран (на штативе )
Оверхед- проектор Braun Paxilux 2501
Телевизор Samsung CS 21z45zQQ
Плейер DVD с видеомагнитофоном Samsung DVD-V5600

Столик для проектора
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
Стенды
5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Влажные препараты животных; коллекция насекомых; чучела птиц и других животных;
таблицы с изображением животных; микроскопы; диафильмы; презентации;
видеофильмы; микропрепараты; скелеты позвоночных; муляжи органов, школьная
лаборатория.
Аудиторная доска.
Доска магнитная.
Весы с разновесами
Лупа
Микроскоп учебный
Спиртовка лабораторная
Термометр лабораторный
Капельница с пипеткой
Ложка для сжигания вещества
Мензурка 50 мл
Палочка стеклянная
Пробирка стеклянная
Стекло покровное 18/18
Стекло предметное
Фильтровальная бумага
Цилиндр мерный с носиком
Чашка Петри 100
Штатив для пробирок
Штатив универсальный

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Программы общего образования по биологии УМК «Биология 5-9 кл.»
В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова
2. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.:
Дрофа, 2014
3. Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа,
2014
4. Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. 7 класс. Методическое
пособие / М.: Дрофа, 2012
.
Дополнительная литература для учителя:
1. Пепеляева О.А.Биология 7-8 класс. Поурочные разработки по биологии
Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. –
192 с.;
2. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1999. – 304 с.
3. Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и
родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);
.
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная
Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство
Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х
Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464
с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО
«Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.:
ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой
литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722) 64-46-45

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».